Гольф-поля в центре города
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ И ГОЛЬФ
Согласитесь, нельзя не восхищаться эмиратцами, которые с завидной периодичностью создают всё новые и новые точки притяжения для туристов. Самое высокое здание в мире, самое большое колесо обозрения, самый большой искусственный остров и еще много всего с прилагательным “самый”.
Но одно дело - строить с нуля, другое - пытаться вписать нечто шедевральное в мегаполис с многовековой историей и плотной застройкой. К примеру можно ли построить новое гольф-поле в самом центре Петербурга или Москвы?
В недавнем интервью известный девелопер и визионер (УК Теорема) Игорь Водопьянов размышляет на тему того, как тяжело создавать красивые и выдающиеся объекты в рамках редевелопмента. Приводит множество причин этому и даже рассказывает о том, как тяжело согласовывать те или иные проекты.
Но в этом интервью можно отметить и другую мысль: если очень захотеть, если пропустить идею через себя, если не бояться быть азартным мечтателем, становится возможным воплотить даже самые смелые задумки.
А ЧТО ЕСЛИ?
Знатоки знают, что за рубежом гольф индустрия шагнула достаточно далеко и может похвастаться различными форматами и направлениями. В России гольф развит достаточно скромно: можно оценить лишь мини-гольф, игру на симуляторе и классические поля на 9 и 18 лунок.
Периодически случаются попытки со стороны инвесторов запустить франшизу TopGolf. Подобные идеи возникают, в первую очередь, головах игроков-любителей, которые отмечают возросший спрос со стороны аудитории.
Видео-обзор аттракциона TopGolf от Антона Самсонова |
А что если придумать новый формат гольфа? Такой, чтобы можно было разместить в черте города с плотной застройкой и баснословной стоимостью квадратного метра. Ведь не секрет, что девелоперы дерутся за любой более-менее годный для строительства лоскут земли, чтобы построить там очередную высотку.
Случается, ловишь себя на мысли, что опасаешься прочитать пресс-релиз от какого-нибудь застройщика о том, что “...На территории гольф-клуба “Крылатское” будет заложен котлован…” Но не будем о грустном!
Что если построить игровое поле на земле, которую никто не возьмется осваивать? Например, транспортная развязка. А чтобы быть еще более конкретным, можно рассмотреть пересечение КАД с Октябрьской набережной в Санкт-Петербурге.
Координаты локации: 59.857705, 30.509860 | Развязка КАД с видом на Большой обуховский мост
По каким причинам пятно диаметром в 160 м не освоено хотя бы коммерческими проектами, автору статьи неизвестно, но, возвращаясь в начало статьи, можно сделать предположение, что при должном подходе и упорстве можно получить необходимые согласования. Особенно если речь идет о социально-направленном проекте.
ПОЛЕ PAR 2
Да, стесненные размеры не позволяют построить хотя бы драйв-рендж, однако вполне можно претендовать на годную сезонную тренировочную площадку.
Поле достаточно универсальное. На грине - 2 флага: ближний и дальний. Все ти находятся на одной линии под углом к пятну зоны приземления таким образом, что расстояние от красных ти до ближнего флага - 45 метров, а с синих ти - 65 метров. Получается это короткое поле PAR 3 для начинающих. А для продвинутых игроков и профессионалов - поле с претензией на PAR 2.
Если говорить про дальний флаг - с любой ти расстояние одинаковое - 90 м со всех ти. Поэтому выбор клюшек тут достаточно широк: от сэнда до 8-ки для мужчин и вплоть до 7-го айрона для женщин и юниоров.
Было бы скучно, если бы поле не имело коварных нюансов. Играя на ближний флаг, игрок должен попытаться добиться хорошего бэкспина, чтобы прокат мяча после приземления был минимальным.
Плато без брэйка у этого флага небольшое - пятно диаметром 5 м. При ударе мимо которого есть вероятность попадания в бункер, либо на склон, который уведет мяч в центр грина далеко от флага. По сути, нужен хороший питч или даже флоп.
Если вторым ударом придется патовать с центра грина к флагу, агрессивный подъем увеличивает шансы не уложиться в 2 пата. С бункером куда сложнее: подъем на грин очень крутой - 70 градусов и высота 1,5 м. Нужна очень точная и высокая свечка. Иначе большая вероятность не выбраться из “банки”, либо перебить и оказаться в центре грина или даже за его пределами.
Дальний флаг также не сулит лёгкого свинга. С одной стороны, безопасное пятно приземления гораздо больше – 10 метров в диаметре. И даже если слегка перебить, обратный склон вернет мяч к флагу. С другой стороны, справа и за флагом расположен холм, при перебитии которого игрок будет вынужден выполнить blind shot – удар без обзора зоны приземления.
Слева от флага расположен пруд, и при неудачном ударе брэйк справа-налево уведет мяч к водоёму. Единственный шанс для спасения - это метровой ширины френч вокруг грина.
В пользу универсальности поля можно добавить, что на нем можно заниматься в режиме игры на точность ударов, паттингом, игрой из бункера, отрабатывать короткие и длинные чипы.
ПОЛЕ ДЛЯ ОДНОГО?
Сразу возникает вопрос: а как делить такое маленькое поле между игроками?
Самым простым представляется бронирование почасовых ти-таймов с опцией выбора на 1, 2, 3, 4 игроков. Игрок или игроки сами решают, в каком режиме им играть: то ли это будет игра с ти на точность, то ли это будут полноценные игры PAR 3 или же это будет одиночная тренировка с профессионалом.
А ЧТО ЕЩЕ?
Логичным кажется расположение на игровой площадке небольшого общепита с красивым видом на зеленый оазис среди каменных джунглей, где могут трапезничать не только игроки, но и все интересующиеся.
По большому счету, такой объект может стать эффективной рекламой гольфа, как когда-то созданные меценатами теннисные корты завлекали толпы зевак в новый спорт.
ПРО ДЕНЬГИ
Есть ли шанс, что такой проект может принести прибыль инвестору? Как можно покрывать затраты на обслуживание поля?
Однозначно, это высокорисковая идея. Особенно, если учитывать тот факт, что игровой сезон достаточно короткий, а обслуживание такой небольшой лужайки потребует почти такого же количества техники и специалистов, как и полноценное гольф-поле.
Скорей всего, такие задумки не могут обойтись без поддержки со стороны государства. Но и без компетенций гольф-раннеров однозначно не справиться. Скорей всего, речь идет о некой коллаборации - государственно-частном партнерстве для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Примером реализации подобных проектов могут быть, к примеру, бывшие стихийными скейт-парки, с которыми сначала боролись, а потом смирились, сказав молчаливое “да”. Теперь же скейт-площадки лаконично вписываются в различные парки и зоны активного отдыха.
Уход за полем могли бы проводить существующие клубы, получая привилегию продавать членство с возможностью посещать гольф-поинт за пределами своей территории и бронировать ти-таймы бесплатно, либо с приоритетом. Тем более, что некоторые клубы практикуют совместные маркетинговые акции, когда при покупке членства в одном клубе игроки имеют доступ или сущестественные преференции в другом, дружественном клубе.
Один из способов продлить гольф-сезон и, соответственно, поднять годовую маржинальность - изначально сделать выбор в пользу искусственной травы, например, Huxley grass, на которой, по слухам, тренируются великолепный Тайгер и прогрессивный Рори. Мы получим существенную экономию на уходе за полем и вечно-зеленый грин.
Ну и, конечно же, оплачиваемые рекламные носители никто не отменял. Они бы могли частично покрывать расходы на содержание поля.
А если уж совсем дать волю фантазии, можно увеличивать не только количество игровых дней в сезоне, но и количество игровых часов. Можно, например, делать специальную неоновую подсветку полей и проводить ночные турниры, популярные в США. Но это уже тема для следующей статьи…
Статья подготовлена для журнала Гольф, N4 (июль, 2024).
Приобрести журнал с другими материалами на тему гольфа можно на сайте russiangolfer.ru